Уроки доброты и милосердия в духовно-нравственном, трудовом, патриотическом и эстетическом воспитании школьников
Воспитание в детях доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, щедрости души, глубокого уважения к людям, а также формирование отношений ребёнка к Родине, обществу являются первостепенными задачами современной общеобразовательной системы в духовно-нравственном воспитании учащихся.
Успешно решаем эти и другие задачи на «Уроках доброты». На которых пытаемся решать важные социально-педагогические задачи, стоящие перед общеобразовательной школой: научить детей быть неравнодушными к чужим бедам, бескорыстными, воспитать в них желание сделать что-то для других не за деньги и привилегии, а просто от душевной доброты. По нашему глубокому убеждению для решения этой задачи с успехом можно применять в общеобразовательной школе «уроки доброты». В своей педагогической практике не раз убеждался в том, что такие уроки являются эффективным методом воспитания общечеловеческих качеств, особенно в сложном подростковом возрасте, когда закладываются моральные и духовные качества личности.
Для формирования у гимназистов духовно-нравственных ценностей, трудового, патриотического и эстетического воспитания нами были выполнены следующие общественно-значимые социальные проекты: «Обустройство детской игровой площадки для малышей с подшефного детского сада», «Игрушки для воспитанников садика», «Благотворительная выставка-продажа», «Подарок ветерану», «Украшение территории гимназии скульптурами филинов», «Столовая для птиц», «Бессмертный полк» и др.
Подобные социально-значимые проекты помогают найти применение знаниям, умениям и навыкам полученным на учебных занятиях по технологии не в отдалённом будущем, а еще будучи учеником в стенах школы.
Для воспитанников подшефного садика № 138 «Ветерок» решили сделать необычный подарок, построить к 1 сентября небольшую игровую площадку из древесины. Для работы над проектом привлекли ребят из старших классов. Сделали проект корабля со штурвалом, кормой, якорями и Андреевским флагом, предусмотрели даже скамейку для пассажиров, а также проект двух наземных качелей на резных дубовых столбах.
Работали продумывая всё до мелочей. Острые углы сгладили, чтобы дети не поранились. Результат такой, что глаз не оторвать — яркий, разноцветный корабль, наземные качели с головами коней по обе стороны доски, сидушки с ручками, чтобы дети крепко держались во время игры. Устанавливали тоже сами: рыли ямы, бетонировали — всё честь по чести, устойчиво, надёжно и красиво. Слово своё гимназисты сдержали: к 1 сентября игровая площадка была установлена, а доброе дело сделано.
Решили облагородить и украсить территорию школьного двора причудливыми резными деревянными скульптурами филинов, так как филины и совы всегда ассоциировались со знанием и мудростью и, на наш взгляд, больше подходили для украшения школьного двора. За воплощение идеи взялись самые опытные, подготовленные и творчески одарённые учащиеся старших классов. Над эскизами (а это один из самых сложных этапов в работе) ребятам пришлось потрудиться, проявив творческий подход, сумели грамотно стилизовать и декорировать птиц.
В ходе практической работы над проектом научились мастерски владеть ручными столярными инструментами. В последние дни августа скульптуры филинов установили во дворе гимназии, рядом с огромной старой липой и молоденькими стройными ёлками. Причудливые скульптуры красивых, умных и мудрых птиц органично вписались в окружающий ландшафт и украсили школьный двор.
Подарки, сделанные своими руками, по праву считаются лучшими, дорогими и оригинальными. Ежегодно, в мае месяце, мы с лучшими учениками навещаем нашего дорогого ветерана-фронтовика, бывшего учителя нашей гимназии, Татарчук Николая Ивановича. Поздравляя с праздником Победы, вместе с букетом цветов, дарим ему свои работы. Рассказы и воспоминания ветерана о войне оставляют глубокий след в душе у ребят.
С учащимися шестых классов приняли активное участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Для праздничного шествия на параде, к 9 мая, изготовили 150 штук транспарантов с прикрепленными на них фотографиями участников войны, погибшими на фронте.
Интересный подарок подготовил к приезду любимой рок-группы «Ария» Рамиль Буранбаев. Рамиль сделал чеканку с логотипом группы, изображением электрогитары, барабанных палочек, языков пламени, символизирующее то, как известные музыканты круто зажигают на сцене. Артистам подарок очень понравился. Работа Рамиля будет напоминать им о гостеприимной столице Башкортостана и его верных поклонниках.
Отношение человека к природе выступает как бы лакмусовой бумажкой его истинной нравственности, его подлинного патриотизма. Образно и точно об этом писал М.М. Пришвин: «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
С наступлением холодов птицы улетают в тёплые края, но некоторые остаются зимовать в наших краях. Сытые птицы легче переносят морозы. С учащимися 6А класса мы решили сделать кормушки, периодически подкармливая помочь птицам благополучно пережить зиму.
Готовые изделия для долговечности и красоты покрасили в яркие цвета, а затем всем классом, на деревья, растущие перед школой, повесили кормушки, насыпали принесённые ребятами корма. Как тут не вспомнить строки с призывом поэта Александра Яшина:
... Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся. Как домой,
Стайки воробьёв.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
В последнее время граждане стали часто обращаться к людям за материальной помощью на лечение близких и родных. Узнав о том, что для продолжения лечения в одной из медицинских клиник Израиля Аниты Гилязевой из Мечетлинского района с онкологическим заболеванием не хватает денежных средств, появилось желание помочь ребёнку. С шестиклассниками решили организовать благотворительную выставку продажу изделий, изготовленных своими руками на уроках технологии, а вырученные денежные средства перечислить на счёт больной полуторагодовалой девочки. Судьба маленькой Аниты не оставила равнодушным никого из ребят.
Экспозицию развернули в спортивном зале в субботний день. Для многих родителей этот день является выходным, и мы смогли их привлечь к участию в нашей акции в качестве продавцов, а многих — и в качестве покупателей наших изделий. На специальных стендах развесили декоративные панно, выполненные в технике чеканки по металлу и резьбы по дереву. На расставленных перед стендами столах расположили экологически чистые игрушки, изготовленные из древесины: модели автомобилей, танков, бронетранспортёров, самолётов различной модификации и стрелковое оружие. Продавцы (мамы и папы наших учеников) расположились за импровизированными «прилавками», продавая творения своих чад. А творения, кстати, как горячие пирожки разлетались. Через час усердной работы родители уже подсчитывали полученную выручку. На расчётный счёт Аниты через Сбербанк перевели свыше 34 тысяч рублей — это первый самый важный заработок моих учеников и их личный вклад в выздоровление ребёнка. Нам удалось превратить благотворительную акцию в «Праздник доброты и милосердия».
Совершая добрые дела человек, обогащает самого себя, видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и становится счастлив лишь оттого, что может подарить кусочек своей доброй и отзывчивой души ближнему.
заслуженный учитель РБ
г. Уфа, Республика Башкортостан
Литература
- Пришвин М.М. Моим молодым друзьям / Сост. подгот. текста, рассказ-воспоминание В.Д. Пришвиной; Вст. ст. Л. Воронковой. — 2-е изд. — Москва: Дет. лит., 1989. — 351 с.
- Яковлев А.В. Воспитание и социализация школьников во внеурочной технологической деятельности. — Москва: Школа и производство № 5, 2014.