Рельефная чеканка на резиновой подкладке по листовому алюминию
Чеканные изделия широко применяются при создании декоративных панно для украшения интерьера жилого помещения, офиса, фойе общественных зданий, экспонируются на выставках по декоративно-прикладному искусству. Для успешной работы нужно выбирать материал, обладающий большим запасом вязкости, податливый и пластичный. К таким материалам относится мягкий, пластичный листовой алюминий. Оптимальным для выполнения задания является металл размером с тетрадный лист, со сторонами 165×205 мм. Алюминий не требует отжига на протяжении нескольких занятий, минусом является плохая податливость тонированию химикатами и холодный белый цвет. В школьных условиях не требуется большого количества инструментов и оборудования. Стальная плита или металлическая пластина толщиной 10 мм, резина (используем резину от камер большегрузных автомобилей и колёсных тракторов), брезентовый мешочек с песком 20×20 мм, металлические и деревянные чеканы различной формы, паяльная лампа для отжига металла.
Хорошие, удобные инструменты во многом предопределяют успех в работе над изделием. В зависимости от формы и назначения различают следующие группы чеканов. Расходник напоминает отвертку с притупленным концом, применяется для обводки контура рисунка сплошной чёткой линией в виде узкого желобка. Лощатник имеет квадратный или прямоугольный боёк с закруглёнными углами, используется для осаживания фона. У пурошников боёк имеет форму шара, служит для выколотки полукруглых, сферических углублений или выпуклостей. Бобошники отличаются продолговатой, заоваленной, элипсовидной утолщенностью на боевой части. Канфарник напоминает тонкий пробойник, с заостренным скруглённым концом. Он не пробивает металл, а делает на нём мелкие сферические вмятины в виде точек. Служит для перевода рисунка с бумаги на металл и отделки фона. Пуансон имеет фигурную боевую часть различной формы: кольцо, треугольник, звёздочка и т.д. Трубочка с вогнутой шаровидной поверхностью боя применяется для обработки фона. Кроме металлических чеканов, применяются также деревянные, которые изготавливают из древесины твёрдых пород — дуба, бука, берёзы. Форма боевых частей деревянных чеканов такая же, как и у металлических. Применяют для выколачивания высокого рельефа, опускания и выравнивания фона, особенно при работе с мягким алюминием.
Кроме чеканов, для работы, нужны металлические и деревянные молотки (киянки), по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников. Металлический молоток имеет с одной стороны широкий (круглый или квадратный) боёк, а с другой — шаровидный. Плоским бойком ударяют по чекану, а сферическим выколачивают крупные элементы рельефа. Начинающие юные художники на первых порах могут пользоваться обычным небольшим слесарным молотком весом 200–300 гр. Деревянным молотком (киянкой) правят на правильной плите листовой металл, выравнивают фон, загибают (отбортовывают) края готового рельефа. Чеканщику нужны и слесарные инструменты: ножницы для резки металла, плоскогубцы для подгибания краёв листа, напильники для опиловки острых кромок.
Во время практической работы над изделием, обводки контура рисунка и опускания фона, алюминиевый лист теряет пластичность, коробится, начинает заворачиваться, т.е. возникает в металле внутреннее напряжение. Чтобы вернуть пластические свойства металлу, его равномерно отжигают. Следует отметить, что алюминий — металл относительно легкоплавкий, при нагревании до тёмно-красного каления он начинает плавиться. Поэтому для него достаточным является нагрев до такой степени, когда нанесённые мылом с лицевой стороны полоски начнут буреть и чернеть. Отжиг проводят на газовой плите или паяльной лампой во дворе школы. При этом металл держат щипцами или пассатижами. После отжига металл выравнивают киянкой или резиновым молотком, затем продолжают чеканить дальше.
Работа над изделием разделяется в несколько этапов. На первом этапе идёт поиск новых форм и декоративных образов на основе вековых народных художественных традиций. Прежде чем приступить к чеканке, на бумаге делают контурный рисунок в натуральную величину. После утверждения эскиза учителем ученик выполняет разметку на листе алюминия и отрезает ножницами по металлу. Отрезанную заготовку выравнивают лёгкими ударами деревянного молотка, затем края листа опиливают напильником от заусениц. В специальной литературе перед переводом рисунка рекомендуют поверхность металла тщательно протирать растворителем, ацетоном или бензином. Эти жидкости имеют резкий запах, являются огнеопасными. Мы применяем более безопасный способ обезжиривания, используем современные средства для мытья посуды «Пемолюкс», «FERRY», «AOS» и др.
Следующий этап, перенос рисунка с эскиза на металл, имеет несколько способов. Первый — перенос рисунка через копировальную бумагу с последующей обводкой карандашом или процарапыванием острой чертилкой. Другой способ — бумагу с рисунком в натуральную величину приклеивают резиновым клеем к металлическому листу, затем по контуру изображения проходят расходником или канфарником. На металле остаётся углубление от чекана.
Этап-расходка, т.е. обводка контуров рисунка сплошной линией с помощью чекана-расходника. Расходник держат с небольшим наклоном от себя, легкими ударами молотка чекан ведут по линии вперёд на себя. После пробивки контура расходником приступают к выколотке рельефа бобошниками и пурошниками разных размеров отдельных элементов рельефа, которые с лицевой стороны должны быть выпуклыми. К примеру, чтобы получить на лицевой стороне сферическую выпуклость, с внутренней нужно сделать пурошником сферическую вмятину. Данную технологическую операцию выполняют как металлическими, так и деревянными чеканами на мешке с песком или на толстой резине. Перед зернением фона канфарником необходимо задний план изделия опустить плоскими чеканами — лощатниками. На последнем этапе нужно проработать разными чеканами все детали, включая самые мелкие, уточнить расходником контуры фона и отдельных элементов рисунка, добиваясь общей цельности, подчинения отдельных частей главному.
При тонировании чеканного изделия, в целях безопасности, мы рекомендуем пользоваться «нехимическими» способами. Обычно алюминиевые изделия тонируем чёрным обувным кремом, указательным пальцем втирая крем в углубления, оставленные расходником и канфарником. Лишний крем с поверхности металла удаляют ветошью или старыми газетами, протирая поверхность алюминия насухо. Изображение приобретает чёткие очертания, объём и контрастность, работу можно считать законченной, остаётся только умело её оформить в рамку.
заслуженный учитель РБ
г. Уфа, Республика Башкортостан
Литература
- Супрун Л.Я. Технология художественной эмали, чеканки и ковки. — М., 1986.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1988.
- Щипанов А.С. Юным любителям кисти и резца Кн. Для учащихся ст. классов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1981.
- Яковлев А.В. Художественная обработка металла на уроках труда // Учитель Башкортостана. — № 12 — 1999.
- Яковлев А.В. Чеканка по листовому металлу // Школа и производство № 2 — 2009.