Обработка древесины в 7 классе
Объектом для изготовления изделий из дерева в 7-х классах рекомендуем выбрать небольшие резные изделия — ковши, ковши-черпаки, чаши. Предлагаемые изделия отличаются красотой, оригинальностью и изяществом, привлекают как эстетической своей стороной, так и утилитарным назначением. Выбор такого задания позволяет приобщить детей к истокам национального декоративно-прикладного искусства. К изготовлению деревянной посуды различных форм, размеров и назначения школьники проявляют большой интерес.
Посуду из древесины на Руси резали с незапамятных времён. Внутреннюю часть посуды мастера выдалбливали, поэтому иногда такую посуду называли долблённой. Данный вид обработки дерева является одним из самых древних видов изготовления различной бытовой посуды.
Долбление — создание углублений в древесине, получаемых в результате ударов молотком или усилием физической силы на специальный инструмент (долото, стамеску). Для изготовления деревянной посуды пригодна древесина лиственных пород: липы, осины, ольхи. Также посуду вырезали из корня дерева и капа с красивым рисунком текстуры. Наиболее хороша липа, так как она очень пластична, однородна и легка в обработке. Древесину заготавливали с октября по январь, когда приостанавливается движение соков в стволе и уменьшается опасность растрескивания. Особое внимание следует обратить на сушку древесины. Заготовленные кряжи очищают от коры не полностью — на концах оставляют кольца шириной 20-25 см. Торцы закрашивают масляной краской от появления трещин при высыхании. Пригодна для работы комнатно-сухая древесина с влажностью 8-12%. Недостаточно высушенная древесина со временем даёт усушку и растрескивается. Пересушенная древесина труднее режется и часто скалывается.
Вначале учащимся следует изучить соответствующую литературу с иллюстрациями резной деревянной посуды, познакомиться с экспонатами краеведческого музея. Затем по заданию учителя дети рисуют эскизы изделия не менее чем с трёх сторон: сбоку, спереди, сверху в виде стилизованных животных (фото №1), птиц (фото №2, №3) рыб (фото №4) или персонажей из народных сказок, к примеру, изображения дракона (фото №5).
К вырезанию ковша приступают с выбора чурака соответствующего размера без сучков и трещин. Затем хорошо высушенную древесину с торцов и боков размечают карандашом. Нижнюю и верхнюю поверхности чурака учителю следует стесать топором, оставив припуск, и простругать рубанком до линии разметки. Далее удаляют лишние части чурака при помощи ножовки. Пилят по разметке линии контура чаши и рукоятей с четырёх сторон. Следующий этап в работе — это округление наружных углов чаши плоской стамеской и выбор внутреннего объема чаши полукруглой стамеской и клюкарзой. Для облегчения труда по выбору внутреннего объёма чаши рекомендуем вначале просверлить всю поверхность чаши сверлом или пёркой ⌀ 10 мм на глубину примерно 20-30 мм. После выбора одного слоя операцию следует повторить, пока не выберете фон до нужной глубины. клюкарзой обрабатывают внутреннюю поверхность ковша. Толщина стенок после этой операции должна быть минимальной. С двух сторон на рукояти нанести рисунок стилизованного петуха с эскиза, выпилить лобзиком по внешнему контуру рисунка, а также отверстие внутри шеи. Просверлить отверстие имитирующее глаза у петуха.
Шлифуют ковш в два этапа: сначала тщательно обрабатывают внешнюю поверхность, затем так же тщательно внутреннюю до полного устранения следов режущих инструментов (сначала берут шкурку с крупным зерном, а заканчивают шлифовку мелкозернистой шкуркой). На боковые части по эскизу переводят рисунки геометрического узора «сияние» в полукруге. В центре располагают узор более крупный. Геометрический узор режут косой стамеской. При окончательной отделке изделия мы стараемся сохранить естественный цвет дерева, поэтому ковш покрываем лишь защитным слоем лака, воска или масла.
Технологическая карта на изготовление ковша
Последовательность операции | Изображение | Инструменты и приспособления |
---|---|---|
1. Выбрать круглую заготовку размером 390×140. Разметить с торцов и с боков высоту изделия. Стесать с двух сторон топором, оставив припуск, и простругать до линии разметки. | Линейка, карандаш, топор, рубанок |
|
2. Разметить на полубрусе контуры чаши и ручек с двух сторон. Сделать пропил боковых частей рукоятки, срубить небольшими частями лишнюю древесину. | Линейка, карандаш, ножовка, топор, стамеска плоская, молоток |
|
3. Верхнюю часть чаши срезать ниже рукоятки на 30 мм. Стамеской срубить лишнюю древесину с наружных углов. Нанести внутренний контур чаши. Просверлить отверстия примерно на глубину 30 мм по всей поверхности чаши. Нанести рисунок стилизованного петуха на рукоятях. | Линейка, карандаш, стамеска, ножовка, электродрель, киянка | |
4. Выбрать внутренний объем чаши до нужной глубины. Выпилить лобзиком по внешнему контуру рисунка на рукоятях и отверстия на шее петуха. | Стамески полукруглые, прямые, клюкарза, лобзик, электродрель, пёрка, сверло ⌀ 10 мм | |
5. Тщательно отшкурить внешнюю и внутреннюю поверхности изделия шкуркой. По бокам с двух сторон нанести геометрический узор в виде трёх сияний, в центре сияние большего размера. Вырезать узор. Покрыть защитным слоем лака, воска или масла. | Шлифовальная колодка, наждачная бумага, косая стамеска, лак, воск, конопляное масло. |
заслуженный учитель РБ
г. Уфа, Республика Башкортостан