Художник Чеканщик Педагог
Анатолий Яковлев

Кружковые занятия как средство успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы

В качестве сопровождения Стандарта второго поколения созданы различные документы, важнейшие из них — основные общеобразовательные программы. Одна из них — примерная программа воспитания и социализации учащихся, которая на сегодня является актуальной.

С опорой на программу воспитания и социализации учащихся мы попытались решить важную социально-педагогическую задачу, стоящую перед общеобразовательной школой: как научить детей быть неравнодушными, бескорыстными, как воспитать в них желание хоть что-то сделать для других.

По нашему глубокому убеждению для решения этой задачи с успехом можно применять на своих занятиях «уроки доброты». В своей педагогической практике не раз убеждался в том, что такие занятия являются эффективным методом в воспитании общечеловеческих качеств, особенно в сложном подростковом возрасте, когда закладываются моральные и духовные качества личности.

Нередко для самоутверждения ребёнку удаётся найти применение своим знаниям, умениям и навыкам в жизни еще, будучи учеником в стенах школы. Это может быть удачно выполненная проектная или научно-исследовательская работа в рамках Малой Академии наук школьников. Малая Академия наук школьников Республики Башкортостан — это научное общество школьников Республики. В рамках которого, учащиеся по каждому учебному предмету, под руководством своего учителя (иногда и преподавателя ВУЗа), выполняют научно-исследовательскую работу. С результатами своих исследований, ребята выступают на: районных, городских и республиканских научно-практических конференциях. По результатам выступлений, определяются победители и призёры.

В воплощении идей не малую роль может сыграть как учитель технологии, так и педагог дополнительного образования.

Хотим поделиться с коллегами своим опытом работы в этом направлении. Предложили старшеклассникам выполнить интересный и важный социальный проект: своими руками обустроить игровую площадку для малышей подшефного детского садика № 138 «Ветерок» Ленинского района г. Уфы. Наши учащиеся — частые гости в садике, ребята проводят выставки изделий декоративно-прикладного искусства, дарят малышам деревянные модели игрушек (машин, самолётов, военной техники танков, бронетранспортёров и т.д.), в общем, по мере возможностей участвуют в жизни малышей. Посещая садик, обратили внимание на то, что на площадках для прогулок почти нет объектов для игр.

Решили исправить положение, обустроив территорию для прогулок игровыми элементами. Руководство садика поначалу отнеслось к этой идее настороженно, ведь все конструкции должны быть безопасными для детей. «Не беспокойтесь, — ответили мы с ребятами, — все рассчитаем, сконструируем, изготовим и установим как надо!».

В состав строительной бригады вошли в полном составе члены школьного кружка «Конструктор», состоящий из юношей старших 10–11 классов. Свою работу бригада начала в сентябре с собрания, на котором решали важные организационные вопросы: выбор бригадира, распорядок работы, определились с подбором безопасных в эксплуатации игровых объектов, необходимых инструментов и материалов. Обратил внимание ребят на важность предстоящей работы для развития малышей и на то, как обрадуются воспитанники садика такому замечательному подарку от шефов-гимназистов. Определились со сроком изготовления. За учебный год предстояло спроектировать, подготовить необходимые материалы, изготовить, покрасить и установить игровые объекты на территории садика.

В общем, решили построить малышам деревянный корабль и пару наземных качелей на резных дубовых столбах. В качестве строительного материала решили использовать бывшие в употреблении материалы, оставшиеся после реконструкции здания гимназии, как говорится, дать им вторую жизнь. Старые баскетбольные щиты из толстой 10 мм фанеры использовать для изготовления корпуса корабля, флага, штурвала и якорей. Прослужившие много лет в спортзале деревянные скамейки толщиной 50 мм пустить на изготовление сидушек для качелей.

В работе приняли участие старшеклассники нашей гимназии, которые до этого ни двуручной пилы, ни топора в руках никогда не держали. Хотя некоторые из ребят, такие как Бабкин Денис, Буранбаев Рамиль, Дубовицкий Максим, Дубинин Николай и Соболев Степан имели определенный опыт по художественной обработке дерева и металла, приобретенный на уроках технологии и кружковых занятиях.

С большим энтузиазмом ребята взялись за творческую работу, начали с эскизов, набросков, зарисовок, затем сделали проект, определились с размерами и принялись за воплощение конструкторских идей в материале. До наступления холодов и морозов во дворе гимназии определились с местом строительной площадки, завезли в необходимом количестве дуб на стойки для качелей. Дубовые столбы-стойки украсили резьбой в виде шаров, для этого ребятам пришлось немало помахать топором, (рис. 1) поработать рубанком (рис. 2). На определенной высоте просверлили отверстия пёркой ⌀ 20 мм для установки металлических шарниров, (рис. 3) в завершении покрасили олифой два раза и покрыли закапываемую в землю нижнюю часть гудроном во избежание гниения древесины (рис. 4). К завершению данной работы выпал снег и установились морозные дни. От негативного воздействия дождя и снега во время осенне-зимнего хранения на деревянные столбы мы надели большие полиэтиленовые мешки для мусора, затем, подложив деревянные брусы, сложили в кучу. Оставшуюся часть работы проводили в тепле, в школьной мастерской.

Современные «компьютерные» юноши с головой погрузились в творческую деятельность, не покладая рук вырезали шаблоны, пилили и строгали, работали топором, электролобзиком, шлифмашинкой, дрелью, шуруповертом, мастерски подогнали и произвели сборку деталей в изделия (рис. 5, 6, 7, 10). Умело подбирая цвета, аккуратно покрасили в два слоя масляными красками для наружных работ (рис. 8, 9).

Работали долго, всё продумывая до мелочей, сглаживая острые углы, чтобы никаких ссадин и синяков не было. Результат такой, что глаз не оторвать — яркий, разноцветный корабль со штурвалом, кормой, якорями, Андреевским флагом, с сиденьями для пассажиров, чтобы можно было девочек прокатить «по волнам». А наземные качели с надежными дубовыми столбами украсили разноцветными сидушками, украшенными стилизованными головами коней с ручками, чтобы дети могли держаться во время игры (рис. 11). Установили тоже сами — рыли ямы, бетонировали — все честь по чести, устойчиво, надежно и красиво (рис. 12, 13).

Замечательно, что к этой работе мы привлекли и родителей, которые с удовольствием и радостью помогали своим детям. Они завезли нам дуб на столбы для качелей, сделали сварные металлические конструкции шарниров, соединяемые столбы с доской сидушкой, а также помогли перевезти готовые изделия к месту монтирования игровой площадки.

Вот так просто в гимназии решается значимая педагогическая задача — «трудовая социализация школьников» и не менее важная человеческая — освоение «уроков доброты». Наверное, вряд ли эти одаренные дети воспринимают свое увлечение в столярных мастерских именно так. Да это и не главное. Главное, что благодаря этим занятиям они не только научились трудиться, получать удовольствие от настоящего мужского дела, но и радоваться, что занимались им, чтобы сделать кому-то приятное. Не за деньги и привилегии, а просто от душевной доброты...

А. В. Яковлев
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель РБ
г. Уфа, Республика Башкортостан