Башкирский лицей и вальдорфская школа в Германии: обмен опытом
В рамках договора о сотрудничестве между Комитетом Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО и Германским обществом «Запад-Восток» принял участие в международном образовательном проекте «Креативная компетенция в европейском контексте» в г. Штутгарт. В программу нашего пребывания организаторы включили посещение на выбор немецких школ в г. Гейденгейм. Выбрал вальдорфскую школу, и теперь увиденным, хочу поделиться с коллегами.
Из истории школы
По всему миру работают вальдорфские школы. В настоящее время их около тысячи. Основателем вальдорфской педагогики является Рудольф Штайнер. Первая вальдорфская школа была открыта в 1919 году в Германии, в городе Штутгарте на деньги владельца сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, это послужило источником имени «Вальдорфская».
Основной принцип вальдорфской школы — свободное развитие ребёнка, без страха и стресса, а общим законом для учителей является уважение к личности ребенка.
Особенности методики
Школы Вальдорфа работают по принципу «неопережения» развития ребёнка, но предоставление всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса.
Учебный день разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (решение творческих задач: лепка, рисование, вырезание из дерева, шитье, вязание, занятие садоводством и т.д.). Учебный материал подается блоками. Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении. Основными педагогическими пособиями являются многочисленные книги и лекции Рудольфа Штайнера по педагогике.
Вальдорфская система образования
Вальдорфские школы — это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель — развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобится ему во взрослой жизни. Программы этих школ нацелены не только на передачу знаний, но и на развитие природных способностей человека. Весь процесс обучения направлен на то, чтобы ребенок «знал и любил этот мир» и всех его обитателей.
В вальдорфской школе нет централизованного административного управления (директора), каждая школа административно независима, это частная, платная школа. Руководство школой осуществляет совет, в который входят родители, учителя и администратор, управляющий школьным хозяйством. Ответственность за учебный процесс несут учителя.
Уроки начинаются в 7:45 утра. Меня закрепили за 7 классом, классным руководителем которого был учитель-универсал Кристофер. В этом классе он вёл уроки музыки, геометрии и французского языка. На протяжении 7 лет Кристофер каждое утро приветствует учеников, здороваясь с ними за руку, и ведет главный урок в течение 2 часов без перерыва. Предметы, которые в обычных школах часто считают второстепенными, в вальдорфских школах являются основными: музыка, технология, физическая культура, садоводство. В течение учебного дня идёт плавный переход от умственной деятельности к физической. В послеобеденное время занимаются практической деятельностью: ручной труд, ремесло, садоводство и другие предметы, требующие физической нагрузки.
Надо заметить, что уроки ручного труда девочки и мальчики изучают вместе. Класс делится на три части: одни идут в теплицу, другие в кабинет домоводства (учатся вязать на спицах и крючком, вышиванию, ткачеству, швейному делу, работают с разными мягкими материалами), третьи идут в столярные мастерские. Учащиеся старших классов занимаются в кузнице, где размещены 2 горна и необходимые инструменты для художественной ковки. Придя в кузницу, все ребята одевают кожаные фартуки, защитные очки и наушники. Для обучения технике выколотки имеются металлические верстаки с выдвижными ящиками для хранения различных инструментов и приспособлений, а также газовые паяльные лампы, предназначенные для отпуска металла методом нагрева. Из листового латуня и меди толщиной 2-3 мм старшеклассники делают красивые и изящные цилиндрической, шаровидной и конусообразной формы кухонную утварь, а также кованные декоративные подсвечники, топорики, дверные петли с красивыми завитками и т.д.
Станки, отвечающие современным требованиям, установлены в отдельной комнате. Рейсмус, фрезерный станок, стационарная ленточная пила, на которой распиливают толстенные заготовки, мастерски используются учителем. Ко всем станкам подведены гофрированные трубы — вытяжки для удаления стружек, опилок, пыли.
Следующее большое помещение — складское. Вдоль стен расположены стеллажи и полки с различной древесиной, тут и липа, и клён, дуб, берёза, красное дерево, у каждой заготовки своё предназначение. Доски, бруски, круглая древесина с успехом применяется ребятами при изготовлении различных изделий и поделок из дерева: подвесные книжные полки, небольшие объёмные фигурки белого и бурого медведей, слоников, овечек, модели парусника и т.п.
Столярные мастерские (их в школе два) оборудованы большими массивными верстаками, с мощными передними и задними винтовыми зажимами. Каждое рабочее место оснащено набором стамесок ручной работы, выкованных финскими кузнецами. О таком наборе можно только мечтать, стамески режут древесину, словно масло, работать ими не только удобно, но и приятно. В шкафах ровными рядами расставлены рубанки и стамески, ножовки находятся в специальных ячейках, измерительные инструменты и угольники аккуратно развешаны и разложены по своим местам.
Внимательно наблюдая за работой семиклассников, я отметил то, как девочки наравне с мальчиками грамотно, умело и качественно выполняли технологические операции по изготовлению деревянной модели парусника. Методически с большой точностью нанося удары киянкой по стамеске, ребята аккуратно срезали древесину до линии разметки, оставляя при этом небольшой припуск для последующей отделки напильником. После окончания урока каждый ученик привёл в порядок своё рабочее место, подмёл и убрал мусор. На уроке никто из учеников спецодежду не одевал, видимо, это у них не принято. Готовые изделия, учащиеся за определённую плату забирают себе домой.
В конце каждой четверти устраивается концерт для родителей и гостей. Каждый класс показывает, чему он научился в этой четверти. Самые красивые тетради, вязанные, вышитые и сшитые на уроках рукоделия вещи, мягкие игрушки, поделки из дерева и металла, вылепленная посуда из глины и многое другое демонстрируется на выставке организуемой в вестибюле школы.
Обучение в школе не является состязательным, здесь не выставляют оценок: в конце каждого года учитель пишет подробный детальный отчет — характеристику на каждого ученика. При переходе в другую школу могут быть выставлены оценки.
Мастер-класс
Изучив опыт работы вальдорфской школы, решил поделиться своим опытом. Задумка о проведении мастер-класса появилась ещё до поездки в Германию, поэтому у меня было достаточно времени продумать своё будущее занятие в деталях. Обычно гости приезжают за чужим опытом, а тут, может быть впервые, учитель из другой страны приехал не только изучать, но и с предложением поделиться своим опытом работы.
Выбор вида деятельности, объекта труда, необходимые материалы и инструменты в нужном количестве — эти и другие вопросы требовали своего решения. Остановился на обучении ребят технике чеканки на листовом металле, по круговой системе. Данная методика позволяет при минимальном количестве материала и инструмента обучать большое количество детей. Суть методики в следующем: соблюдая очерёдность, ученик выполнял чеканку, через некоторое время его сменял другой, в итоге выполнялась коллективная работа.
С разрешения руководства школы в «своём» седьмом классе провёл мастер-класс по художественной обработке металла. Для подогрева интереса к этому виду декоративно-прикладного искусства подарил «Орла», изделие, выполненное учеником нашей гимназии Осадчевым Даниилом, победителем Международного конкурса — фестиваля детского и юношеского творчества «Кремлёвские звёздочки» в г. Москве. Расчёт оказался верным, от такого подарка все пришли в восторг, у них появилось огромное желание быстрее начать практическую работу. Рассказал немного теории: как правильно держать чекан, под каким углом и с какой силой нужно наносить удар молотком по чекану, назначение каждого инструмента, правила техники безопасности, затем показал на практике всему классу, как выполняется чеканка, (рис. 1) и только после этого дети приступили к самостоятельной работе (рис. 2).
Ученики вальдорфской школы оказались способными чеканщиками, некоторые ухитрялись, нарушая очерёдность, делать больше подходов к работе. Ровно пробитые расходником линии контура, высокий темп, чистота и грамотность выполнения технологических операции — всё говорило о том, что все обучаемые освоили технику выполнения чеканки и (что особенно важно) научились чувствовать металл. Конечно, за одно занятие обучить всем тонкостям и премудростям невозможно, но вызвать интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства, как оказалось, вполне реально. С целью дальнейшего продолжения занятий чеканкой подарил все привезённые мной инструменты учителю и ученикам этой замечательной школы. Напоследок на долгую память и для истории все вместе сфотографировались (рис. 3). После проведённого мастер-класса отношение учителей и учеников седьмого класса ко мне изменилось, улыбки детей стали искренней, взгляды теплее и добрее. Одним словом — заработал я авторитет. Весть о русском учителе быстро распространилась по школе, приходили посмотреть на меня и на «Орла», подарок русских детей.
Учителя данной школы доброжелательны, внимательны и терпеливы к шалостям детей. К примеру, на своих уроках Кристофер, подобно волшебнику, подносил палец к губам и, произнося магическое «т-с-с-с», успокаивал класс. Многих читателей, наверняка, интересует: во что одеты учащиеся вальдорфской школы? Школьники не носят специальной формы, а одевают ту одежду, в которой им удобно, обычно это толстовки, футболки, джинсы и кроссовки.
Подводя итог, отмечаю хорошее оснащение учебных мастерских станками, инструментами и материалами. Благодаря серьёзному отношению к предмету со стороны Совета школы и родителей, у немецких коллег имеется всё необходимое для проведения полноценного урока труда.
Изготавливаемые на уроках ручного труда изделия отличаются высоким качеством исполнения, тщательной отделкой, красотой и изяществом, видно, что дети работают с большим, умением и с душой. Не видел ни одной испорченной заготовки или незавершённой работы, дети научены работать, думая головой, и завершать начатую работу, в этом вижу большую заслугу учителя. Реализация готовой продукции даёт школе дополнительные денежные средства для улучшения материально-технической базы учебных мастерских, главным образом, на приобретение различных материалов для уроков ручного труда.
В отличие от наших ребят, которые активно вовлекаются в творческий процесс по составлению эскизов, проектов, своих будущих изделий, здесь дети работают по готовым шаблонам, чертежам и образцам, предложенным учителем.
В дальнейшем мы намерены налаживать партнёрские отношения, считаем, что интересные встречи, показательные уроки, обменные выставки юных художников и мастеров прикладного искусства, взаимное посещение школ включает участников в активный диалог культур и помогает каждому из них лучше подготовиться к вступлению в интересный мир языковой коммуникации.
заслуженный учитель РБ
г. Уфа, Республика Башкортостан
Литература
Интернет-ресурс http://www.semya-rastet.ru/razd/valfdorskaja_pedagogika/